Автономная некоммерческая организация «Сельский социальный проект» провела два социологических опроса, первый среди классных руководителей (кураторов), второй среди старост учебных групп профессиональных образовательных организаций г. Кудымкара. Опрошены обучающиеся и педагоги 4-х образовательных организаций: Коми-Пермяцкий профессионально-педагогический колледж ордена "Знак Почета", Коми – Пермяцкий агротехнический техникум, Кудымкарский лесотехнический техникум, Кудымкарское медицинское училище. Респондентами стало 129 человек.
Опрос 67 классных руководителей (кураторов) учебных групп показал следующее:
На вопрос «Помогает ли староста в работе с группой?» получены следующие ответы: «да» - 65 (97%); «нет» - 2 (3%). Это свидетельствует о том, что все-таки староста является главным помощником классного руководителя, связующим звеном между куратором и группой, выполняя в силу своих компетенций все обязанности и поручения.
На вопрос «Как вы оцениваете работу старосты вашей группы?» получены следующие ответы: «отлично» - 24 (36%); «хорошо» - 38 (57%); «плохо» - 5 (7%). Из этого делаем вывод, классные руководители хорошо оценивают выполнение обязанностей старостами, их ответственность, исполнительность и организационные навыки.
По третьему вопросу «Для улучшения работы старосты, вашего взаимодействия со старостой и учебной группой чего не хватает?» было предложено самим обозначить ответы. Из полученных ответов сформирован следующий вывод, прослеживается необходимость совершенствования навыков межличностного общения в виду их новой социальной роли.
На четвертый вопрос «Какими компетенциями должен обладать староста?» было предложено самим обозначить ответы. Из полученных ответов сформирован следующий вывод: коммуникативная компетенция старост, как лидера группы, представляет собой основополагающий компонент структуры личности современного лидера, поэтому ее необходимо регулярно развивать. Потребность совершенствования компетенций старост: ответственность, исполнительность, организационные навыки.
Пятый вопрос «Если в Кудымкаре будет организованы мероприятия для классных руководителей примете ли вы в них участие?» показал следующие ответы: «да» - 36 (54%); «не знаю» - 22 (33%); «нет» - 9 (13%). Из ответов можно сделать следующие выводы, больше половины опрошенных хотели бы повысить свой уровень компетенций, приняв участие в мероприятиях организованных для классных руководителей, значит они понимают, что им необходимо поддерживать свой уровень знаний на высоте и постоянно обучаться. Ответы «Не знаю», «нет», могут свидетельствовать о том, что у педагогов большая нагрузка и физически очень тяжело вписать в свой график самообразование. При большой загруженности педагог эмоционально и профессионально выгорает и у него уже нет мотивации развиваться.
Вывод.
Выводы очевидны: существует острая необходимость в постоянном развитии профессиональных педагогических навыков и компетенций. Ответы «Не знаю», «нет», могут свидетельствовать о том, что при современном темпе работы педагога, его полной занятости, становится достаточно сложно вписать в свой график самообразование. При большой загруженности, зачастую, наступает профессиональное выгорание, нет мотивации, в следствие чего, пропадает желание развиваться.
Опрос 62 старост учебных групп показал следующее:
На первый вопрос «Как долго ты являешься старостой группы?» показал следующие ответы: «с первого курса» - 38 (61%); «год-два» - 24 (39%). Из полученных ответов следует. Опрос проходили старосты с 1 по 4 курс, поэтому результата могут говорить о том сколько в среднем ответило 1-2 курсов и 3-4 курсов, а также могут свидетельствовать о том, что на протяжении обучения в группе была смена старосты.
Второй вопрос «Помогает ли тебе в работе старостой классный руководитель?» показал следующие ответы: «да» - 46 (74%); «чаще да, чем нет» - 12 (19%); «чаще нет, чем да» - 3 (5%); «нет» - 1 (2%). Это свидетельствует о том, что староста, чаще всего, принимает позицию классного руководителя, оставляя принятие решения за куратором.
Третий вопрос «Как ты справляешься с работой старосты?» показывает нам следующие ответы: «отлично» - 20 (32%); «хорошо» - 41 (66%); «плохо» - 1 (2%). Из полученных ответов делаем вывод, что старосты удовлетворены уровнем выполненных ими задач. Большинство оценили себя на «хорошо», что говорит о необходимости развития и совершенствования их навыков работы.
В четвертом вопросе «Для более качественной работы: чего тебе не хватает, что бы хотелось улучшить?» была возможность выбрать несколько вариантов ответа. В результате «Общаться с другими старостами» - 31 (36%); «Посещать больше мероприятия в Перми» - 27 (32%); «Посещать больше семинаров и тренингов» - 27 (32%). Из полученных ответов делаем вывод, что старосты чувствуют «голод» в общении, в получении новых знаний и опыта.
В пятом пункте «Напиши, что бы хотелось улучшить» было предложено самим обозначить ответы. Из полученных ответов сформирован следующий вывод: необходимо непрерывное общение между старостами с целью обмена опытом, повышения знаний и навыков.
В шестом вопросе «Если в Кудымкаре будет организована поддержка старост будешь ли ты пользоваться данным ресурсом?» получены следующие ответы: «да» - 48 (77%); «не знаю» - 14 (23%); «нет» - 0 голосов. Из этого следует, что старосты готовы участвовать в проекте, получать знания для совершенствования своей работы.
Общие выводы.
Проведенные опросы показали то, что активисты студенческих органов самоуправления – старосты, готовы к активному участию в проекте, продуктивному общению, саморазвитию и самосовершенствованию.